
13.04.2023 11556
Аутизм, впервые описанный в 1911 году швейцарским ученым Эйгеном Блейлером, как проявление шизофрении, сегодня рассматривается специалистами как отдельное заболевание. Дети, имеющие данный диагноз – абсолютно разные, так же, как и здоровые дети. Многие живут полноценной жизнью – посещают школу, имеют друзей, хобби. Другим детям это дается тяжелее – родителям приходится уделять много времени, внимания и финансовых средств, чтобы помочь ребенку овладеть навыками.
Начинающий специалист, магистрант-нейродефектолог Евгения Петрова в своей статье рассматривает все виды расстройства аутистического спектра. Автор опирается на общепризнанные классификации, на опыт специалистов, которые занимаются развитием детей с аутизмом и на свой собственный опыт. Автор обращает внимание на то, что данная патология не является хорошо исследованной и продолжает изучаться специалистами во всем мире.
Аутизм – что это?
Аутизм, а точнее Расстройство аутистического спектра (РАС), — это комплекс психических и неврологических нарушений. На сегодняшний день специалисты выделяют 5 состояний, которые "входят в состав" РАС: классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, синдром Хеллера и атипичный аутизм.
Для каждого аутистическое расстройства характерна "своя" симптоматика, при этом есть общие черты, которые встречаются у большинства детей с РАС.
Общие черты большинства детей, имеющих РАС
Дети не любят играть и общаться со сверстниками, иногда даже с родителями. При этом, желая получить какую-то вещь или действие, они активно идут на контакт с другими людьми. Маленькие дети часто берут маму за руку и ведут по направлению к желаемой цели, говорят о том, что хотят. Дети с РАС могут быть очень заинтересованы в общении, испытывать глубокие чувства, но это сложно понять другим людям, особенно детям. Такой ребенок не даёт "обратную связь" не из-за равнодушия и отсутствия эмоций, а потому что он не умеет этого делать – этим навыкам ему надо учиться.
Сюжетная игра не привлекает ребенка. Часто ребенок игнорирует обычные игрушки, предпочитая использовать бытовые предметы. Нередко ребенок долго изучает новую вещь – нюхает, облизывает, щупает.
У большинства детей с РАС наблюдается существенная задержка речи. Исключения – дети с синдромом Аспергера, при котором речь может не нарушаться. Ребенок не склонен поддерживать диалог, хотя может его инициировать или пытаться сделать это в случае желания рассказать о своем интересе или добиться желаемого действия. Дети с нарушениями речи могут запоминать длинные фразы из книг, фильмов – данный факт часто мешает родственникам заподозрить нарушения речевого развития у ребенка.
Дети с РАС часто либо гиперчувствительны либо гипочувствительны. Обычные сенсорные раздражители типа света, температуры, звуков могут быть крайне неприятны ребенку. В целом, окружающая среда может являться для него источником постоянного стресса. Именно поэтому ребенок стремится "уйти в свой собственный мир", привычный и понятный. Кстати, лицо человека так же является для ребенка сильным раздражителем – поэтому дети с РАС часто избегают прямого зрительного контакта.
Движения ребенка с РАС часто угловатые, механические и нескоординированные. Ребенок часто бесцельно повторяет определенные движения – это т.н. стереотипии, которые проявляются и в речи. Ребенок может бегать по одному маршруту дома, включать и выключать свет, открывать и закрывать дверь, крышку чего-либо, двигать руками, повторять одни и те же фразы, строчки из песен сотни раз за день. Ребенок может повторять движения или речевые конструкции в определенном ритме – это в какой-то степени упорядочивает и успокаивает его, снижает тревожность. Если ребенка что-то интересует, он часто посвящает интересу все свое время.
Общим для большинства детей с РАС можно назвать неприязнь нового. Незнакомые вещи и явления вызывают у ребенка чувство страха и тревоги – отсюда странные импульсивные реакции ребенка на самые незначительные попытки изменения привычного существования. Это может быть появление нового человека, перестановка мебели, смена одежды.
"Добавочные" симптомы, встречающиеся при определенных формах РАС
- Симптоматика классического аутизма (синдрома Каннера)
Известный исследователь в области детского аутизма О. С. Никольская вместе с другими экспертами выделяет 4 основных группы детей с РАС в зависимости от степени нарушения их взаимодействия с внешней средой. На данную классификацию ориентируются многие специалисты.
- Дети, погруженные в себя и отрешенные от происходящего
Для ребенка характерно "полевое поведение" – бесцельное перемещение в пространстве комнаты, отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, слабая реакция на внешние и внутренние раздражители. Ребенок избегает любых стимулов (боится), быстро утомляется, раздражается. Ребенок может понимать речь, но сам практически не говорит.
- Дети, отвергающие явления и предметы окружающей реальности
Важнейшая потребность ребенка – постоянство окружающей среды – любая перестановка переживается негативно. Ребенок хочет есть одну и ту же пищу, гулять по одному маршруту, носить одну и ту же одежду. Ребенок совершает много стереотипных действий, направленных на стимуляцию органов чувств, вестибулярного аппарата – шуршит бумагой, прыгает, качает головой определенным образом…
Речь ребенка включает много однотипных речевых штампов, часто это команды. Ребенок очень привязан к матери, ему сложно оставить её даже на короткий срок.
- Дети, "захваченные" аутистическими интересами
Такой захват интересом проявляется в стереотипной форме. Ребенок постоянно говорит на одну и ту же тему, проигрывает определенный сюжет, рисует – часто в основе всей деятельности, творчества присутствует какой-то страх ребенка, который он старается "пережить" снова и снова. Речь ребенка часто монологична, эмоционально окрашена, суждения противоречивы.
- Дети, испытывающие чрезвычайные трудности в организации общения и взаимодействия с другими людьми
Несмотря на название данного "подвида" РАС, данная группа детей считается наименее тяжелой. Ребенок способен к общению, у него нормальный интеллект. Дети очень ранимы, испытывают повышенную нужду в защите, одобрении, эмоциональной поддержке. Ребенок стремится к порядку, организации пространства, соблюдении ритуалов. В речи много аграмматизмов, нарушено употребление местоимений ("я пошли школа" – вместе "я пошел в школу", "машина поехал", "убрать стола")
У 70% детей с синдромом Каннера значительно снижается интеллект, отмечается неравномерность его развития.
Кроме описанных выше "классических" форма аутизма Каннера выделяют гораздо менее распространенные расстройства аутистического спектра, по симптоматике сходные во многом с основным синдромом, но имеющие свои "особенности". Рассмотрим их подробнее:
Симптоматика синдрома Аспергера
Данный синдром считается самым легким из расстройств аутического спектра, в основном встречается у мальчиков. Часто дети имеют высокий интеллект и неплохую речь. Они легче адаптируются к коллективу детского сада или школы. И во взрослом возрасте люди с синдромом Аспергера могут реализовать себя во многих профессиональных сферах, науке, творческой деятельности – часто там, где межличностная коммуникация не является существенным условием деятельности.
При общении с другими детьми ребенок с синдромом Аспергера часто обсуждает себя, используют нетипичные жесты и мимику, не смотрит в глаза собеседнику, проявляет мало эмоций – и не понимает эмоции собеседника. Ребенок может казаться манерным, "воображающим". Круг интересов может сводиться к определенной теме – и, если другой ребенок также увлечен ей – на фоне общего интереса может возникнуть крепкая дружба. Собственно, так же дружба возникает и у здоровых детей.
Важно, что в процессе коррекционной работы, привычный ребенку образ коммуникации может меняться.
Симптоматика синдрома Геллера
При развитии данного редкого синдрома ребенок теряет навыки, которыми он успел овладеть к 2-10 годам – в таком возрастном промежутке и проявляется данный синдром. У ребенка пропадает речь, сильно снижается интеллект, уменьшается потребность в эмоциональном контакте. Ребенок теряет контроль над многими физиологическими процессами, такими как опорожнение мочевого пузыря и кишечника. Через какое-то время (всегда разное) регресс останавливается, состояние ребенка стабилизируется.
К сожалению, на ранней стадии выявить данный синдром сложно. Симптомы не специфичны: родители замечают тревожность и раздражительность ребенка, часто – гневливость. Ребенок становится гиперактивным – данный факт наводит на мысли об СДВГ. Только со временем, в течение 6-12 месяцев, когда развиваются симптомы, перечисленные в предыдущем абзаце, специалист может установить развитие синдрома Геллера.
Симптоматика синдрома Ретта
Синдром в основном встречается у девочек. Его провоцирует тяжёлое расстройство мозга. Так же, как и при синдроме Геллера, девочка с синдромом Ретта постепенно утрачивает речь и множество навыков, которыми успела овладеть к 2-10 годам. Деформации костных тканей, сколиоз часто сопровождают данный синдром. Ребенок начинает неуверенно двигаться, появляются проблемы с координацией, судороги. Нередко развивается гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, а также эпилепсия. Родители отмечают у ребенка появление стереотипных движений рук – это могут быть частые хлопки или постоянное мытье рук. Девочки становятся замкнутыми, у них снижается интерес к другим людям и потребность в коммуникации.
Данный синдром встречается редко, при этом его развитие считается одной из самых частых причин умственной отсталости у девочек.
Симптоматика атипичного аутизма
Атипичный аутизм выявить сложнее, чем все предыдущие формы. В самом младшем возрасте его можно "спутать" с задержкой психо-речевого развития. В возрасте 6-7 лет, а также в период пубертата "особенности" часто списывают на характер ребенка, стресс. Именно в переходные периоды часто проявляется атипичный аутизм – когда ребенок адаптируется к новому коллективу, переживает другие значимые изменения в жизни.
Дети имеют задержку речевого развития, проблемное поведение, трудности в социализации, установлении контактов, возможно снижение интеллекта. Часть детей так и не получают данный диагноз.
Кто диагностирует РАС?
В идеале ребенка должны наблюдать несколько специалистов – педиатр, невролог, психиатр, дефектолог/логопед, психолог. Как мы видим, симптоматика РАС разнообразна. На основании одного или двух симптомов данное расстройство установить невозможно – именно поэтому развитие ребенка специалистам важно наблюдать в динамике. Все существующие основные диагностические системы едины в том, что для подозрения на аутизм должны ярко присутствовать три вида нарушений: трудности в социальном взаимодействии, недостаток вербальной и невербальной взаимной коммуникации и недоразвитие воображения. Такую группу симптомов специалисты часто называют триадой.
Почему аутизма так много?
Часть специалистов считают рост заболеваемости РАС мнимым и объясняют данные статистики гипердиагностикой, "притягиванием за уши" симптомов. Иногда вердикт "атипичный аутизм" удовлетворяет как медицинских специалистов, наблюдающих ребенка, так и родителей, которые считают, что аутизм "лучше" психиатрического диагноза. Ведь ранее аутизм попадал в категорию либо умственной отсталости, либо расстройств шизофренического спектра.
Что делать?
К сожалению, в нашей стране еще не созданы условия для адаптации, лечения, реабилитации всех нуждающихся детей с РАС. Все трудности, финансовые расходы ложатся на плечи родителей.
РАС требует коррекции в зависимости от характера и степени выраженности их проявлений. Среди методик – работа с логопедом, дефектологом, ABA-специалистом, медикаментозная терапия, ЛФК и другие. При правильно подобранной программе дети нередко показывают потрясающие результаты. Инклюзивное обучение детей с РАС во многих случаях так же является рекомендованным. Правильно подобранная коррекционная работа может способствовать переходу ребенка "на другой уровень" развития, коммуникации, познания мира, самоощущения и вообще – жизни.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Источник: ( https://www.7ya.ru )
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"