23.01.2024 5249
На территории России, нашего многонационального государства, проживает более 190 народов. И в настоящее время среди молодежи нередко проявляется ксенофобия. На почве национальной ненависти совершаются преступления. В связи с этим родителям, педагогам, да и просто окружающим важно не проглядеть первые признаки агрессии и враждебного отношения детей к представителям других наций. Кандидат психологических наук Оксана Гурина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, помогает разобраться с понятием ксенофобии и дает рекомендации родителям, как себя вести, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям иных национальных, расовых и прочих групп.
Первое, на что обращаешь внимание, — это само слово «ксенофобия», звучит оно в российском контексте несколько вычурно, сложно. Редко мы его можем использовать в быту, но как любое понятие, имеющее научную основу, оно вмещает в себя необходимый смысл и значение.
В переводе с греческого слово «ксенофобия» обозначает «страх перед чужим, необычным».
С психологической точки зрения ксенофобию можно определить как враждебное отношение к чужим. При этом спектр ее проявлений можно оценить достаточно широко: от естественного страха перед чужим, незнакомым до асоциального поведения, сопровождающегося агрессией и насилием по отношению к лицам иных национальных, расовых и других групп.
Для современных российских детей и их родителей, находящихся в разных социально-политических условиях, имеющих различный опыт миграции, проблема ксенофобии, очевидно, может быть актуальна. И одна из основных сложностей связана с вопросом о том, как враждебное отношение, не предполагающее какого-либо реального поведения, переходит в открытую агрессию и насилие. Какие механизмы заложены и способствуют тому, что ребенок (чаще всего речь идет о подростках) становится не просто способным к совершению насилия, а непосредственно вовлекается в преступное поведение? И есть ли какие-нибудь механизмы, препятствующие проявлению прямой агрессии по отношению к лицам иной национальности, происхождения, расы и других групп?
В первую очередь стоит начать с понимания предубеждений, установок, устойчивое формирование которых приходится в основном на подростковый возраст. Именно социальные установки способствуют закреплению того или иного отношения и могут (отметим, что далеко не всегда) приводить к совершению тех или иных поступков.
Социальные установки отражают структуру внутренних отношений, понятий и смыслов и при этом достаточно сильно связаны с переживанием эмоций и чувств. Относительно ксенофобии используется понятие «ксенофобская установка», которую определяют как негативное эмоционально-смысловое отношение к определенной группе лиц, воспринимаемых как чужие. Ксенофобская установка и обусловливает готовность к враждебным действиям в отношении данной группы.
В социальных науках и психологии в целом можно выделить несколько групп представлений, теорий, объясняющих возникновение ксенофобских установок. К ним относятся:
Понимание этих подходов дает возможность проследить различные пути развития ксенофобии и определить способы ее преодоления. Интересным с точки зрения истоков ксенофобии является психоаналитический подход, в котором развитие ксенофобии объясняется несколькими вариантами.
С одной стороны, это подсознательный детский страх перед незнакомцами — явление «застенчивости по отношению к незнакомцу» было исследовано Р. Шпицем, объяснявшим «страх 8 месяцев» как позитивное явление развития ребенка, так как до этого возраста младенец не способен отличать маму от незнакомых ему лиц.
С другой стороны, в основе формирования ксенофобии может лежать конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, люди с ксенофобским сознанием приписывают другим качества, черты и поступки, которыми они обладают, но не могут в этом признаться.
Социально-психологические теории также по-разному объясняют механизм ксенофобии. Существуют подходы, в которых ксенофобия объясняется как «первобытный феномен», возникший на ранних стадиях эволюции человека, в котором любая чужая группа воспринимается как враг, претендующий на ресурсы и богатства своей группы.
Интересна теория Д. Сирса и Д. Киндера о том, что установки детей по отношению к различным этническим группам являются непосредственным отражением установок и представлений их родителей. В основе этой теории, казалось бы, лежат очевидные посылки, однако было бы неверно предполагать, что дети — это просто «губки» или «пустые сосуды», беспрепятственно впитывающие в себя социальные установки окружения, так как имеются и дополнительные факторы — внешние и внутренние, влияющие на формирование ксенофобии. К этим факторам можно отнести личностные или индивидуальные (например, генетические, физические, психофизиологические особенности индивида); педагогические (например, проблемы школьного и семейного воспитания); психологические (например, особенности взаимодействия индивида с близким окружением, способность к саморегуляции, отношение к ценностям и нормам общества); социальные (например, экономические, политические и иные условия социального развития).
Современные теории о возникновении ксенофобии и ксенофобских установок позволяют в том числе отметить и те факторы, которые могут препятствовать враждебным проявлениям, а именно: высокий уровень морального развития, ориентация на общепринятые гуманистические ценности, способность к эмоциональной идентификации с близкими и эмоциональная чувствительность — они служат внутренними преградами для совершения асоциальных поступков. Но в динамично меняющемся мире, в котором с цифровизацией общения и виртуализацией пространства порой сложно отследить изменения, происходящие с нашими детьми, не последней является и проблема ксенофобии.
Что же можно рекомендовать родителям, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям других национальных, расовых и других групп?
Таким образом, в зависимости от степени вовлеченности ребенка в переживания и враждебные отношения можно оценить необходимую ему помощь и поддержку.
При более широком подходе детям и подросткам с ксенофобским отношением к окружению необходимо включение в деятельность с разнородными группами как по интересам, так и по целям деятельности; развитие дифференцированного восприятия действительности, а также моральных суждений, нахождение новых смыслов, жизненных ориентиров, что позволит им почувствовать себя успешными, компетентными, не опираясь на враждебную картину мира.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Источник : Ссылка
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"