Когда лень полезна?


image

12.02.2024 5286

Мы привыкли, что активность — поведение социально одобряемое, а пассивность — осуждаемое. Нам с детства внушают, что лень — это порок, что именно труд создал человека, а потому мы должны трудиться не покладая рук. "Бойтесь обломовщины и обломовых!" — твердят нам со школы. То ли дело Штольц — вот с кого надо брать пример, вот он — человек дела.

Сегодня и правда время штольцев — амбициозных и целеустремленных: они постоянно в движении, беспрерывно что-то делают, разрабатывают проекты, планируют, организовывают, много общаются. Вот только паузы в этой "партитуре" не предусмотрены. И когда у нас возникает пауза, "окно", мы начинаем беспокоиться и тут же пытаемся себя чем-то занять. Недаром в психологии есть понятие "невроз выходного дня". Но если вдруг у нас нет ни сил, ни желания что-либо делать, мы воспринимаем такое состояние как опасный симптом, чуть ли не болезнь, и стараемся избавиться, излечиться, убежать от собственной лени. А стоит ли бежать?

«Ленивые» подсказки

Мы считаем, что именно лень часто становится барьером между нами и нашим светлым будущим. Но лень — это не просто состояние ничегонеделания: возможно, это наше бессознательное сопротивление, защитная реакция, своего рода подсказка, которую посылает нам подсознание.

Повседневная лихорадочная деятельность не создает ничего нового — она только воспроизводит то, что уже существует. Более того, она мешает осмыслить происходящее вокруг и глушит наше творческое начало.

Экономь ресурсы

Иногда нежелание что-либо делать — результат физической или умственной перегрузки. Физиологи называют это охранительным торможением. Наш организм отказывается подчиняться и начинает защищаться: бунтовать, сбоить, требовать передышки. Ни с того ни с сего нам хочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону, посидеть в соцсетях, а то и просто поспать — о, ужас! — днем. У нас появляется чувство вины, мы пытаемся работать через силу. При этом качество работы резко падает (что неудивительно), растет недовольство собой, а это в свою очередь опять приводит к падению эффективности — получается замкнутый круг.

Зачастую лень, пассивность — это сигнал от нашего организма: он говорит нам, что "пора притормозить". Ему не нравится, когда его нещадно эксплуатируют, и он мстит за это болезнями. Поэтому лучше прислушаться к себе и иногда все-таки давать волю лени. Так мы восстанавливаем баланс между активностью и необходимым отдыхом.

Мы готовы платить большие деньги за путешествия в "прекрасное далеко". Но, по сути, мы платим не за авиабилет и заморские пляжи, а за возможность расслабиться: не вскакивать чуть свет, не готовить еду, не "наводить марафет" каждое утро, сменить унылый офисный костюм на цветастый сарафан, не накручивать обязательные 25 кругов в бассейне, а мирно дремать на лежаке под шум волн и крики чаек. Но кто мешает нам взять за правило регулярно устраивать себе "разгрузочные дни" и делать в это время только то, что хочется?

Пойми, что тебе нужно

Мы становимся ленивыми и пассивными не только когда устаем, но и когда у нас пропадает мотивация. Жизнь так устроена, что нам приходится время от времени выполнять чьи-то указания, подстраиваться под обстоятельства, "наступать на горло собственной песне". В глубине души мы чувствуем, что идем куда-то не туда и делаем что-то не то, и подсознательно начинаем отвергать все, что нам не подходит. Мы просто не хотим исполнять чужие желания, которые не соответствуют нашему жизненному вектору — мы не готовы тратить на них энергию, силы, нервы.

В этом случае лень — своего рода индикатор, подтверждающий или, наоборот, ставящий под сомнение верность наших целей, правильность выбранного пути. Она заставляет прислушаться к себе, подумать о наших истинных "хочу — могу — надо" и о возможной смене курса. Бывает, что в жизни вдруг становится слишком мало "хочу". Стоит отслеживать такие моменты, и учиться переключаться на то, что нравится именно нам. Ведь если мы чем-то по-настоящему увлечены или нам позарез что-то нужно, нам и в голову не придет сказать: "Мне лень".

Конечно, жизнь не может состоять только из приятных, интересных дел, но соблюдать баланс между обязательствами по отношению к другим и собственными интересами вполне в наших силах.

Не торопись

Есть люди, про которых говорят: "Он долго запрягает да быстро едет". Прежде чем что-либо сделать, они действительно очень долго "раскачиваются", "тянут резину". У окружающих это порой вызывает жуткое раздражение. Тех, кто любит "приостановиться", кто ведет себя выжидательно, часто подозревают в том, что они не способны к действию, покорны чужой воле, тогда как люди активные считаются свободными, с большим потенциалом.

А между тем человек, воспринимаемый окружающими как пассивный, часто оказывается успешнее "быстрых и ловких" именно потому, что не торопится, не подгоняет, не нагнетает. Он не бросается действовать сразу, наперекор обстоятельствам, а дает себе время их прочувствовать, осознать и лишь после этого "вступает в бой".

Когда мы сильно загружены и работаем на максимальных оборотах, мы можем "не заметить за деревьями леса". Вот тогда на помощь приходит пассивность — она нас притормаживает, мы начинаем медленнее крутить педали, а то и вовсе останавливаемся и отставляем все свои дела. Но отложенная на время задача все равно создает энергетическое напряжение. И пусть мы не занимаемся ею напрямую, у нас в голове продолжается своеобразный "мозговой штурм", позволяющий найти оригинальное решение.

Получается, в некоторых случаях пассивность вполне оправдана, особенно если мы подсознательно чувствуем, что можно найти более эффективный путь к достижению цели.

Цени момент

Представим себе чудесное весеннее утро. Мы вдыхаем прозрачный утренний воздух, любуемся игрой солнечного света на листьях деревьев. Мы ощущаем себя частицей этого огромного, прекрасного мира, и что бы мы ни делали этим утром, все наполняется глубоким смыслом.

Но такое, к сожалению, бывает нечасто. Обычно у нас просто нет времени воспринимать, ощущать, перерабатывать впечатления. Книги только просматриваем, кофе торопливо проглатываем, чтобы взбодриться, по телефону говорим на бегу, а на вопрос "как дела?" отвечаем стандартно: "Да нормально, кручусь как белка в колесе". Когда в нашей жизни образуются "пустоты", мы сразу же пытаемся их заполнить. В "моменты тишины" мы чувствуем себя неловко и неуверенно. Например, как только в разговоре возникает пауза, тут же начинаем говорить.

Повседневная лихорадочная деятельность не создает ничего нового — она только воспроизводит то, что уже существует. Более того, она мешает осмыслить происходящее вокруг и глушит наше творческое начало. Хорошая мысль не рождается "нажатием кнопки" — мы получаем ее в дар как раз тогда, когда останавливаемся и освобождаемся: когда спим, бродим без дела, фантазируем и мечтаем. В такие минуты внутренний цензор, живущий в каждом из нас, замолкает. Мы "обходим цензуру", угол зрения меняется, мы перестаем упираться в одну и ту же идею и, как будто в награду, нас посещают вдохновение и озарение.

Прокрастинация, как правило, тесно связана с перфекционизмом. Из-за навязчивого стремления делать все идеально перфекционисты никак не могут начать действовать.

«Паралич перфекциониста»

Лень не стоит путать с другим состоянием — невротическим откладыванием дел. Его называют прокрастинацией, и оно тоже нам хорошо знакомо: вместо того чтобы приступить наконец к ответственному или не слишком приятному делу, мы откладываем его и занимаемся чем-то несущественным — начинаем уборку, разбираем почту, смотрим очередной эпизод сериала. При этом нас постоянно гложет чувство вины, а энергия растрачивается впустую. Именно этим прокрастинация отличается от лени или пассивного отдыха: она не восполняет наши ресурсы и никак не помогает нам достичь цели.

Прокрастинация, как правило, тесно связана с перфекционизмом. Из-за навязчивого стремления делать все идеально перфекционисты никак не могут начать действовать. "Стартовать" их заставляют дедлайны и авралы: они мобилизуют их внутренние силы, подстегивают и даже вдохновляют. В экстремальных условиях не остается времени сомневаться в себе и своих силах, "паралич перфекциониста" отступает, а тревога за результат парадоксальным образом снижается. После такой предельной нагрузки перфекционист испытывает чувство необычайной легкости и радости, организм "празднует" выживание и с удовольствием расслабляется. Иногда это становится стилем работы: человеком движет желание снова прочувствовать напряжение, стресс и следующую за ним эйфорию.

Возможно, для кого-то авральный режим — действительно лучший способ справиться с проблемой. Но психологи предостерегают от частых и сильных стрессов: они способны привести не к успеху, а к снижению эффективности и истощению.

В своих интересах

В отличие от прокрастинации, лень не является нашим врагом — она скорее защитник и помощник. Лень помогает прислушаться к интуиции, подкидывает нам подсказки, что и когда надо делать, заставляет взять тайм-аут, остановиться, заглянуть в себя, задуматься о своей жизни и, возможно, что-то в ней изменить.

Действие невозможно без бездействия. Да, мы то, что мы делаем. Но и то, что не делаем, — это тоже мы. Так, может, стоит попытаться понять, о чем говорит наша лень? А для этого надо задать себе несколько вопросов: что я не хочу делать и почему? против чего протестует мой организм? что я потеряю, если не буду делать то, что не хочу сейчас делать, и что обрету? Честно ответив на эти вопросы, мы сможем многое узнать о себе и начать действовать в своих интересах.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов. 


Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

Источник : Ссылка

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации